Пневмоколесный экскаватор ЭО-4321 впервые был выпущен киевским машиностроительным заводом «Красный экскаватор» в 1972 году. По тем временам данная модель обладала всеми необходимыми качествами, которые позволили выполнять машине какие-либо виды работ практически во всех имеющихся сферах. Этот экскаватор является представителем четвертой группы специальной техники.
Описание и особенности
Отличилась данная модель от предыдущих моделей тем, что в ЭО-4321 была впервые применена пневмоколесная платформа и гидравлическая стрела, ведь ранее вся экскаваторная техника использовала гусеничную платформу. Благодаря этому возросла эффективность техники, так как передвигаться экскаватор по рабочей территории стал значительно быстрее гусеничных моделей, что позволило сократить время, требуемое на перемещение. Помимо этого положительными качествами, которые обеспечили техники большую популярность на территории всего союза, являются экономичность и универсальность.
Стоит отметить, что ЭО-4321 в период своего серийного производства был зачислен в инженерные войска и соответственно он принимал участие на всех строительных объектах.
Другими немаловажными положительными качествами являются:
- Штатный землеройный ковш обладает довольно большой вместимостью;
- Экскаватор обладает собственными опорными частями с гидравлическим приводом, что обеспечивает технике высокую устойчивость при проделывании каких-либо землеройных работ.
- Механический привод, использующийся на предыдущих моделях, был заменен гидравлическим, что в свою очередь положительно отразилось на производительности машины.
- Экскаватор оснастили фронтальным отвалом, который помимо выполнения разравнивания и засыпания траншей может служить для обеспечения дополнительной устойчивости при проделывании различных землеройных работ.
- Имеется полный доступ ко всем необходимым и требуемым регулярную проверку элементам силовой установки и гидравлической системы, благодаря чему удалось сократить расходы на обслуживающий персонал и уменьшить время, требуемое на устранение неисправностей.
Также стоит отметить еще одно достоинство данного экскаватора, а именно это универсальность. ЭО-4321 приспособлен для работы с 21 видом дополнительного навесного оборудования, что позволяет ему выполнять довольно большое количество различных работ.
Штатно экскаватор использует обратную лопату вместимостью в 650 кубических миллиметров. Для разработки грунта выше уровня стоянки экскаватора устанавливается прямая лопата. Для выполнения рытья больших котлованов или же колодцев, на рукоятку техники устанавливается грейферное оборудование. Для выполнения погрузочных работ сыпучих и кусковых материалов применяется обратная или же прямая лопата, когда для погрузки штучных грузов используется специальная крановая стрела.
На пневмоколесном шасси расположена поворотная платформа. На ней располагается силовая установка, кабина оператора, резервуары для гидравлической жидкости и горючего, противовесы, механизм гидравлической системы, а также система управления всей техникой.
Ходовая часть экскаватора ЭО-4321 включает в себя гнутую прочную раму и пневматические колеса. Специальные гидравлические опоры и фронтальный бульдозерный отвал установлены к раме. Управление техникой при передвижении осуществляется посредством поворота колес переднего моста. Передний мост установлен на шарнирах. Ширина передней колеи меньше на пять миллиметров задней. Сам же мост является ведущим.
Гидравлическая система, расположенная на поворотной платформе экскаватора обладает баком, рассчитанным на 320 литров, сдвоенным насосом аксиально-поршневого типа, распределительной и предохранительной клапанной аппаратурой и гидравлическим приводом поворота. Рабочее давление во всей гидравлике независимо от типа проделываемых работ удерживается на отметке в 320 мегапаскаль.
ЭО-4321 обладает немеханической трансмиссией, главная передача которой имеет конические планетарные редукторы. В движение привод колес приводится с помощью гидравлического мотора, благодаря чему имеется возможность более точной регулировки скорости передвижения и силы тяги. Наибольшая скорость самостоятельного передвижения, которую ЭО-4321 способен развить на ровном и прямом участке составляет 19.5 километров в час, что для своих лет является вполне отличным показателем. Наименьший радиус поворота составляет 7300 миллиметров. На борту машины имеется пневматический привод, который отвечает за работу тормозной системы и наддува. На колесном шасси используются широкопрофильные шины, спереди 530 миллиметров, сзади 533 миллиметра.
Данная машина вышла очень универсальной и удобной, как в плане эксплуатации, так и в плане технического обслуживания. Благодаря этим ключевым достоинствам ЭО-4321 и получил широкое распространение по всему Советскому Союзу. Но, как и у любой другой спецтехники, в данной имеются и свои недостатки, к которым можно отнести слабую конструкцию рамы у основания поворотной платформы и шланги гидравлической системы, что зачастую протекают. Вторая проблема решалась довольно быстро и просто, а именно все шланги заменялись новыми, но устранение проблем с рамой вызывали некие затруднения. Для повышения прочности к основному профилю приваривали рельсу или же дополнительную балку. Ближе к началу 1980-х годов пневмоколесная платформа экскаватора была заменена на гусеничную. Это было проделано для того, чтобы техника стала более приспособленной для работы на месторождениях и карьерах. Испытания данной модели были проведены очень удачно, однако, серийное производство гусеничного экскаватора было запущено лишь в конце 1980-х годов. Длительное отстранение серийного производства объясняется тем, что имеющиеся мощности производителя «Красный экскаватор» не были приспособлены для изготовления гусеничных тележек тракторного типа.
Изначально техника оснащалась дизельной четырехцилиндровой силовой установкой марки СМД-15Н. Данный двигатель способен развить номинальную мощность на выходе в 61.1 киловатт, что в переводе составляет 83 лошадиные силы, когда его эксплуатационная мощность составляет 58.8 киловатт или же 80 лошадиных сил. Позже этот агрегат был заменен более производительным СМД-17Н, номинальная мощность которого составляет 73.55 киловатта или же 100 лошадиных сил. Данный агрегат комплектовался двухступенчатой механической трансмиссией.
Назначение
Экскаватор ЭО-4321 имеет довольно широкое предназначение. Во времена Советского Союза он активно использовался во всех строительных организациях, коммунальных службах, различных промышленных отраслях, сельском хозяйстве, горных производствах, месторождениях и карьерах.
Техника справляется с такими работами, как рытье траншей и котлованов различной глубины; засыпание ям; планирование территории под строительство; разравнивание рабочих площадок и их очистка от производственного мусора; разрыхление и дробление твердых масс грунта и скальных пород; погрузка штучных грузов и сыпучих материалов; разрушение каких-либо бетонных объектов; создание насыпей грунта и других сыпучих материалов; разработка карьеров и колодцев; вскрытие асфальтированного слоя дорожных участков.
Широкое применение и многофункциональность пневмоколесного экскаватора ЭО-4321 обусловлено тем, что как ранее было описано: техника способна использовать в работе 21 вид различного дополнительного оборудования.
Также стоит отметить, что и в настоящее время можно встретить данный экскаватор в работе.
Модификации
На протяжении всего времени серийного производства ЭО-4321 производитель внес довольно много изменений, как в конструкцию техники, так и в силовое оборудование.
Каждый год машина подвергалась модернизации и усовершенствованиям, которые способствовали повышению эффективности и производительности техники.
Всего было выпущено три модифицированные версии:
- Модификация ЭО-4321А. Данная модификация была запущена в серийное производство в 1983 году. Была изменена гидравлическая система и установлена новая рукоятка и стрела. Эта версия содержала в себе уникальные качества по тем временам, в результате чего и была присвоена золотая медаль ВДНХ Советского Союза.
- Модификация ЭО-4321Б. Эта версия покинула конвейер завода немного позже предыдущей, а именно в 1987 году. Здесь основной акцент был сделан на мощностных показателях машины. В результате разработчики смогли повысить общую производительность экскаватора на 16 процентов. В остальном же версия полностью копирует предыдущую модификацию.
- Модификация ЭО-4322. Серийное производство данной модификации было начато в 1989 году. Эта версия полностью унаследовала внешний вид предыдущих модификаций, однако силовая установка и гидравлическая система были подвергнуты кардинальным изменениям. Полное усовершенствование модели позволило открыть новый технологический уровень спецтехники. Стоит отметить, что данная модель послужила основой для большинства машин тех лет.
Фото
Технические характеристики
Характеристики ковша:
- Тип — базовый, землеройный ковш.
- Наименьший объем устанавливаемого ковша — 0.65 кубических метра.
- Наибольший объем устанавливаемого ковша — 1.6 кубических метра.
Характеристики двигателя
- Тип устанавливаемого двигателя — рядный, дизельный.
- Марка двигателя — СМД-15Н.
- Количество цилиндров — 4.
- Рабочий объем — 6.3 литра.
- Номинальная мощность на выходе — 61.1 киловатт/83 лошадиные силы (при 1800 об/мин).
- Номинальная частота вращения коленчатого вала — 1800 оборотов в минуту.
- Эксплуатационная мощность на выходе — 58.8 киловатт/80 лошадиных сил.
- Тип системы охлаждения — жидкостная.
- Тип системы впрыска — непосредственный впрыск топлива.
- Тип системы запуска — электрический стартер.
- Модель электрического стартера — СТ-100Э (или СТ100Т).
- Диаметр цилиндров — 120 миллиметров.
- Ход поршней — 140 миллиметров.
- Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу — не более 600 оборотов в минуту.
- Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу — не более 1950 оборотов в минуту.
- Удельный расход топлива в режиме номинальной мощности — 210 грамм на один киловатт мощности.
- Сухая масса полностью собранного двигателя — 680 килограмм.
- Снаряженная масса полностью собранного двигателя — 735 килограмм.
Габаритные размеры
- Конструкционная длина — 9900 миллиметров.
- Ширина по колесной платформе — 2840 миллиметров.
- Полная высота по кабине — 3990 миллиметров.
Цена
Приобрести новый экскаватор ЭО-4321 в настоящее время довольно проблематично. На рынках предоставлена масса вариантов подержанной техники. Стоимость подержанного ЭО-4321 колеблется в диапазоне от 200 тысяч рублей и до 450 тысяч российских рублей. На конечную стоимость, как правило, влияют такие факторы, как год производства техники, версия (модифицированная или же базовая), общее техническое состояние, тип установленного навесного дополнительного оборудования и количество отработанных моточасов.