Гусеничный экскаватор ЭО-4121 стал настоящим прорывом в сегменте строительной спецтехники во времена Советского Союза. Это первый полноповоротный экскаватор, использующий гусеничную платформу и гидравлическую систему. Самый первый образец сошел с конвейера Ковровского экскаваторного завода в 1970 году, а уже в 1974 году он был запущен в серийное производство. Выпускалась машина довольно долгое время, но в 1990-х годах серийное производство было прекращено в связи с выпуском новой разработки — ЭО-4225.
Описание и особенности
Данный экскаватор классический представитель сегмента строительных машин 1970-х и 1980-х годов, поскольку в этот период практически на каждой строительной площадке использовалась только эта модель. Также ЭО-4121 является родоначальником полноповоротной землеройной техники, так как именно эта модель впервые получила принцип гидравлического поворота рабочих агрегатов. В целях повышения мощности и производительности рабочих органов, было решено увеличить давление во всей гидравлике до 250 килограмм на квадратный сантиметр.
Ключевыми достоинствами данного экскаватора являются:
- Простое и не затратное техническое обслуживание. Конструктивные особенности машины позволяют легко добраться практически до всех узлов и деталей, что положительно сказывается на удобстве и экономичности техники в плане ремонтных работ.
- Долгий срок службы всех элементов экскаватора. Детали, используемые в корпусе, навесном оборудовании и силовой установке изготавливаются с применением высокопрочного металла, благодаря чему удалось предотвратить появление коррозии. В результате этого и в настоящее время можно зачастую увидеть полностью функционирующий экскаватор ЭО-4121.
- Кабина экскаватора вышла довольно комфортабельной для своих лет. Имеются звукоизоляционные материалы и теплоизоляция, благодаря чему внутри поддерживается оптимальная температура для работы оператора в холодное время года.
- Экскаватор обладает тремя гидравлическими моторами. Один из них отвечает за управление поворотной платформы, когда остальные используются в качестве привода для гусениц.
- Машина имеет довольно высокую устойчивость при проделывании землеройных работ. Это обусловлено правильным расчетом центра тяжести и наличием специальных противовесов.
- Спереди кабина использует только стекло, благодаря чему удалось значительно повысить обзорность рабочего участка с места оператора.
Но помимо преимуществ у данного экскаватора имеется один недостаток, а именно это невысокая эргономика рабочего места оператора. Расположение приборов и рычагов в кабине выполнено не совсем удачным образом, так, оператору во время продолжительных работ требуется часто менять положение тела, что в свою очередь влечет утомляемость.
Комплектация экскаватора содержит в себе несколько видов сменного рабочего оборудования, а именно это ковши с объемом от 650 кубических миллиметров и до 1500 кубических миллиметров. Основным предназначением ЭО-4121 является проделывание каких-либо работ в температурных условиях от минус 40 градусов по Цельсию и до плюс 40 градусов по Цельсию. Стоит отметить, что имеется еще и тропическое исполнение данного экскаватора, версия которого способна исправно работать даже при температуре окружающей среды в плюс 55 градусов по Цельсию.
Назначение
Гусеничный экскаватор ЭО-4121 предназначен для выполнения таких работ, как рытье траншей и котлованов различной глубины; создание насыпей грунта и других сыпучих материалов; очистка рабочих территорий от производственного мусора; разрыхление твердых масс грунта; рытье каналов; разработка колодцев; разрушение каких-либо бетонных сооружений; погрузка и разгрузка различных материалов.
Техника способна справится с грунтом первой, второй, третьей и четвертой категории плотности, однако, для последних требуется предварительное разрыхление, которое экскаватор может осуществить либо с помощью гидравлического отбойного молота, либо с помощью однозубого рыхлительного оборудования.
В советские времена эта модель зачастую применялась на строительных площадках, но иногда эксплуатация данной техники наблюдалась и в промышленных отраслях.
Модификации
Всего было выпущено две модифицированные версии этого гусеничного экскаватора, а именно это ЭО-4121А и ЭО-4121Б. Наиболее популярной версией из них стала вторая модификация.
ЭО-4121Б отличается от базового экскаватора усиленной стрелой, благодаря чему была расширена сфера применения техники. Машина стала использоваться для разработки карьеров и разрыхления скальных пород. К тому же, данное изменение позволило экскаватору работать с весьма тяжелыми весами, что также является большим плюсом.
Машина может применять в рабочем процессе гидравлический отбойный молот, захват клещевого типа, а также рыхлительное оборудование. Все это как раз и позволяет технике проделывать вскрышные работы в мерзлых и скальных грунтах.
Кабина оператора располагается на резиновых амортизаторах, которые поглощают сильные вибрации и удары, возникающие в процессе работы. Также кабине имеет сидение с возможностью регулировки и транспортный кондиционер (устанавливается опционально).
Фото
Технические характеристики
Характеристики ковша:
- Тип — базовый, землеройный ковш.
- Наименьший объем устанавливаемого ковша — 0.65 кубических метра.
- Наибольший объем устанавливаемого ковша — 1.5 кубических метра.
- Максимальный радиус копания — 9200 миллиметров.
- Максимальная глубина копания — 5800 миллиметров.
- Максимальная высота загрузки — 5000 миллиметров.
Характеристики двигателя
- Тип устанавливаемого двигателя — рядный, дизельный.
- Марка двигателя — А-01М.
- Производитель двигателя — Алтайдизель).
- Количество цилиндров — 6.
- Рабочий объем — 14859 кубов.
- Номинальная мощность на выходе — 95.62 киловатт/130 лошадиных сил (при 1700 об/мин).
- Номинальная частота вращения коленчатого вала — 1700 оборотов в минуту.
- Тип системы охлаждения — жидкостная.
- Тип системы впрыска — непосредственный впрыск топлива.
- Средний часовой расход топлива — 185 грамм на одну лошадиную силу.
- Тип пускового двигателя — карбюраторный.
- Марка пускового двигателя — ПД-10У.
- Количество цилиндров пускового двигателя — 1.
- Тип системы питания — карбюраторная.
Габаритные размеры
- Конструкционная длина экскаватора без ковша — 4900 миллиметров.
- Ширина по гусеничной платформе — 2900 миллиметров.
- Полная высота по кабине — 3060 миллиметров.
- Гусеничная (продольная база) — 2750 миллиметров.
- Наименьший дорожный просвет под поворотной платформой — 942 миллиметра.
Цена
В настоящее время приобрести абсолютно новый гусеничный экскаватор ЭО-4121 является невозможной задачей, так как серийное производство данной машины было прекращено еще в 1990-х годах, а тираж был не настолько велик, чтобы новые модели дошли до наших дней.
Приобрести только можно только подержанную технику, стоимость на которую варьируется от 80 тысяч рублей и до 100 тысяч российских рублей. Стоит отметить, что данный вариант зачастую не на ходу и предлагается на запчасти. Рабочие же машины имеют стоимость в разы выше, а именно в диапазоне от 300 тысяч рублей и до 400 тысяч российских рублей.