В настоящее время практически вся современная спецтехника использует дизельные силовые установки, однако, помимо этого имеются еще и модели, оснащенные электродвигателями. Одним из таких является гусеничный экскаватор ЭКГ-5А, предназначенный для работы в карьерах. Серийное производство данного экскаватора было начато 1980 году отечественным производителем «Уралмашзавод». Модель оснащена довольно вместительным ковшом, его объем составляет 5 кубических метров. ЭКГ-5А представляет собой своеобразную карьерную полноповоротную лопату на гусеничном ходу.
Описание и особенности
Машина способна справиться практически с любым грунтом и со скальными породами, но для последних требуется предварительное разрыхление. Температурный диапазон, при котором техника сохраняет свою полную работоспособность, довольно широк, а именно от минус 40 градусов Цельсия и до плюс 40 градусов Цельсия. Экскаватор является незаменимой машиной при копании грунтов и постоянным спутником горной деятельности и металлургии.
Несмотря на свои крупные габаритные размеры, данная модель вышла довольно простой, как в техническом обслуживании, так и в управлении. Сама же аббревиатура ЭКГ расшифровывается, как «экскаватор карьерный гусеничный». Последующие цифры, в данном случае 5, указывает на объем используемого ковша в кубических метрах. После этих основных «указателей» следует буквенное обозначение, которое указывает на вариант усовершенствования. По сравнению с предшествующими моделями, а именно с ЭКГ-4.6 и ЭКГ-4.6А, данная модель имеет существенно повышенные эксплуатационные характеристики. Следует отметить, что разрабатывался экскаватор с целью замены этих двух моделей в связи с их моральным старением. Однако базовая часть используется именно от них.
Среди основных особенностей гусеничного экскаватора ЭКГ-5А, необходимо выделить следующее:
- В процессе изготовления зубчатых передач и ковша производитель применил высоколегированные износостойкие материалы, что обеспечивает высокую надежность техники при работе с довольно высокими нагрузками, что как раз и свойственно горнодобывающей сфере деятельности.
- Экскаватор имеет узел полуавтоматического управления рытьем в системе управления. Благодаря автоматизации рабочего процесса удалось не только облегчить труд оператора, но также и сократить потребление горючего.
- Рама гусеничной платформы, рама поворотной платформы, стрела и рукоятка изготовлены из легированного проката. За счет этого экскаватор обладает повышенной надежностью при выполнении различных операций независимо от условий эксплуатации.
- Модель оснащена электроприводом, созданным по схеме «генератор-двигатель». Данный элемент имеет тиристорные преобразователи, оснащенные электронным управлением или управлением посредством магнитных усилителей.
В связи со своими крупными габаритами и весьма большой массой, гусеничный экскаватор ЭКГ-5А является довольно медлительным, из-за чего он не способен самостоятельного добираться до объектов. Для осуществления транспортировки применяются либо специализированный автотранспорт, либо железнодорожные транспортеры. Для транспортировки экскаватор частично разбирается, а именно снимается рабочее оборудование и двуногая стойка.
Производитель и ранее выпускал подобную технику, однако наибольшую популярность и распространение получила лишь данная машина.
Модель ЭКГ-5А имеет конструкцию, включающую в себя следующее:
- Роликовый круг.
- Ходовую тележку с нижней рамой.
- Ходовой механизм.
- Две гусеничные рамы.
- Гусеничные цепи.
- Зубчатый венец.
Все перечисленное установлено на самой платформе экскаватора и закрывается каркасом. Весь кузов модели состоит из кровли, имеющей съемные панели, что позволяет довольно удобно осуществлять их монтаж и производит ремонтные работы техники. Высокая ремонтопригодность модели объясняется тем, что в конструкции используются взаимозаменяемые механизмы, а сама конструкция выполнена в блочном виде. Это позволяет применять ремонтно-агрегатный узловой метод.
В качестве рабочего оборудования экскаватор использует двуногую стойку стрелы и напорный механизм, рукоятку, механизм, осуществляющий открывание нижней стенки ковша и сам ковш. Нижний конец стрелового оборудования поддерживается за счет подпятника, расположенного на поворотной платформе. Самый верхний конец стрелы поддерживается благодаря канатному полипласту.
Поворотная платформа гусеничного экскаватора ЭКГ-5А обладает подъемной лебедкой, двуногой стойкой, двумя поворотными механизмами, электрооборудованием, кузовом, стрелочной лебедкой и пневматической системой. Здесь же располагается и кабина, опирающаяся на ходовую тележку за счет роликового круга.
Основное орудие техники, а именно стандартный ковш, включает в себя переднюю и заднюю стенку, обойму, имеющую уравнительный блок, коромысло и днище. На передней стенке ковша установлено пять съемных зубьев, изготовленных из марганцовой стали. В целях повышения прочности данных элементов производитель применил твердый сплав.
Передняя часть нижней рамы содержит в себе мощный электродвигатель, с помощью которого техника осуществляется свое передвижение.
Техника обладает следующими конструктивными особенностями:
- Канатным бесполипастовым подъемом ковша, имеющим функцию автоматического выравнивания усилий в ветвях подъемного каната.
- Стрелоподъемной лебедкой, которая существенно облегчает процесс монтажа и ремонтных работ.
- Реечным напорным механизмом, имеющим цельносварную стрелу и двухбалочную рукоятку.
- Колодочными тормозами, функционирующими за свет пневматического привода.
- Сварно-литым ковшом, который имеет самозатягивающиеся крепления зубьев.
- Двух гусеничной ходовой тележкой, которая приводится в действие, как одновременно, так и отдельной каждой гусеницей.
- Автоматической смазочной системой, которая позволяет сократить затраты технического обслуживания.
- Высокопрочными главными элементами конструкции, что продлевает срок службы экскаватора.
- Специальными вентиляционными установками, поддерживающими постоянный доступ воздуха в кузов.
- Главными механизмами, оснащенными отдельным электрическим приводом с возможностью регулирования.
Кабина гусеничного экскаватора ЭКГ-5А вышла довольно эргономичной даже по современным меркам. Ее конструкция оснащена звукоизоляционными и теплоизоляционными материалами, что обеспечивает довольно хороший уровень комфорта при работе. В качестве облицовки был применен декоративный пластик. Устанавливаемое сидение имеет виброизоляцию и регулировку. Кабина оснащена противосолнечным фильтром всего остекления, благодаря которому достигается оптимальная обзорность при выполнении каких-либо работ. Из систем микроклимата следует отметить электрическую печку и настраиваемый вентилятор.
Для обеспечения повышенного уровня безопасности машиниста, производитель оснастил данный экскаватор надежной системой заземления. Эта система была проведена через специальную жилу по контуру техники.
Назначение
ЭКГ-5А предназначен для выполнения таких работ, как выемка вскрышных пород и полезных ископаемых; погрузка различных сыпучих и кусковых материалов; выемка грунтов и многое другое.
Несмотря на свое изначальное предназначение, данная техника также используется в сфере строительства и угольнодобывающих промышленностей. В этих сферах экскаватор позволяет выполнить большой объем землеройных работ за довольно короткое время.
Модификации
Кроме базовой версии ЭКГ-5А производитель также выпустил и несколько модифицированных, а именно это:
- Модификация ЭКГ-5В. Данная версия имеет пневмоударные зубья ковша, что позволяет технике справиться самостоятельно со скальными породами и твердыми грунтами. Зубья приводятся в действие посредством пневматической системы.
- Модификация ЭКГ-5Д. Эта модель оснащена широкими гусеничными лентами и специальной системой, позволяющей контролировать работу техники дистанционно.
- Модификация ЭКГ-5А-УС. Отличается от двух предыдущих модификаций своими рабочими органами, которые имеют среднюю длину. Основным предназначением такой модификации является выполнение выемки уширенных заходок.
Фото
Технические характеристики
- Характеристики ковша:
- Тип устанавливаемого ковша — обратная лопата.
- Наименьшая вместимость устанавливаемого ковша — 4.6 метра кубических.
- Наибольшая вместимость устанавливаемого ковша — 6.3 метров кубических.
- Максимальный радиус копания — 14500 миллиметров.
- Максимальный радиус выгрузки ковша — 12650 миллиметров.
- Максимальная высота копания — 10300 миллиметров.
- Максимальный радиус копания на уровне грунта — 9040 миллиметров.
- Максимальная высота выгрузки ковша — 6700 миллиметров.
- Полная масса стандартного ковша — 9935 килограмм.
- Полная длина стандартного ковша — 2450 миллиметров.
- Полная ширина стандартного ковша — 2190 миллиметров.
- Полная высота стандартного ковша — 2560 миллиметров.
Характеристики двигателя:
- Тип устанавливаемого двигателя — электрический.
- Модель устанавливаемого двигателя — Аг-М.
- Конструкционная масса двигателя — 2000 килограмм.
- Наибольшая мощность на выходе — 250 киловатт/339.9 лошадиных сил.
Габаритные размеры:
- Полная длина рукоятки — 7915 миллиметров.
- Полная ширина рукоятки — 1774 миллиметра.
- Полная длина стойки — 6450 миллиметров.
- Полная ширина стойки — 1400 миллиметров.
- Габаритная длина поворотной платформы — 8100 миллиметров.
- Ширина поворотной платформы — 5000 миллиметров.
- Габаритная высота поворотной платформы — 1200 миллиметров.
- Полная длина гусеничной рамы — 5500 миллиметров.
- Полная ширина гусеничной рамы — 750 миллиметров.
- Полная высота гусеничной рамы — 1000 миллиметров.
- Полная длина нижней рамы — 3000 миллиметров.
- Полная ширина нижней рамы — 3000 миллиметров.
- Полная высота нижней рамы — 1680 миллиметров.
- Конструкционная длина кабины — 2360 миллиметров.
- Конструкционная ширина кабины — 1350 миллиметров.
- Конструкционная высота кабины — 2760 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 1) — 900 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 2) — 1100 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 3) — 1400 миллиметров.
- Наименьший дорожный просвет под поворотной платформой — 1890 миллиметров.
- Наименьший радиус поворотной платформы — 6700 миллиметров.
Цена
Серийное производство данного экскаватора было закончено. В связи с этим в настоящее время отыскать абсолютно новую модель является весьма затруднительной задачей. Наиболее распространенной на российском рынке является подержанная техника. Так, модели, выпущенные в период с 1995 года по 1997 год, обойдутся по стоимости в пределах от 3.2 миллионов рублей и до 4 миллионов российских рублей. Машины 1988 года и 1992 года выпуска имеют стоимость в диапазоне от 1.8 миллиона рублей и до 2.5 миллионов российских рублей.
Помимо этого всего этого, сейчас можно арендовать технику. Стоимость такой услуги составляет от 1100 российских рублей и выше за один рабочий час.